Что происходит с CS:GO в Северной Америке и правда ли он умирает?

После перехода профессиональной сцены в онлайн участились разговоры о том, что Counter-Strike в Северной Америке переживает не лучшие времена, а лидер Evil Geniuses Тарик "tarik" Целик недавно вовсе заявил, что киберспортивная составляющая игры в регионе официально мертва. Лучшие команды и игроки переезжают в Европу, количество призовых и турниров снижается, а множество киберспортсменов и организаций переходят в Valorant.

CSGO.ru разобрался, насколько реальны эти угрозы, и что ждет регион в будущем.

Valorant – это серьезно?

Легко понять причины повышенного интереса к Valorant. Организации видят успешный пример League of Legends, которую Riot превратила в главную киберспортивную дисциплину мира. Участники платят около $10 млн за слот в лиге, но взамен получают часть доходов и потрясающий контент, который развивает медийку. В CS:GO к формату франшиз пришли в текущем году, да и то не разработчик, а турнирные операторы Flashpoint и ESL.

Riot лишь начинает работать с киберспортивной частью Valorant, но свои команды уже создали такие гиганты индустрии, как G2, FunPlus Phoenix, Liquid, NiP, TSM, NRG, 100 Thieves, T1, Envy, Cloud9, Immortals, Dignitas и Complexity. Большинство этих организаций имеют составы и в CS:GO, что разбивает миф о том, что два шутера не могут существовать вместе.

Текущие проблемы североамериканской сцены лишь частично связаны с миграцией игроков в новую игру. Во-первых, посмотрите на имена перешедших в Valorant. Самой значимой потерей можно назвать экс-капитана Liquid Николаса "nitr0" Канеллу, который без проблем нашел бы себе новую команду, претендующую на победы в турнирах. В остальном это или ветераны, или совсем молодые игроки, еще не добившиеся успеха: Hiko, steel, daps, Brax, WARDELL, TenZ и s0m. Все они испытывали проблемы в CS:GO и хотят снова побеждать, но уже в другой игре.

С точки зрения перспектив жалеть приходится только об уходе WARDELL, TenZ и s0m, которые еще могли превратиться в топ-игроков. Они сменили дисциплину в возрасте, когда часто не продумываешь будущего и хочешь получить все сразу. Вышла новая игра, которая, очевидно, им понравилась. Затем поступили щедрые предложения от солидных организаций, надеющихся первыми стать в очередь на выдачу денег от Riot. Вполне вероятно, что через несколько лет часть игроков захочет вернуться в CS:GO. Наличие двух конкурентов на рынке киберспортивных шутеров не значит, что у каждого будет строго своя база игроков.

Миграция про-игроков в Valorant – это не навсегда. Они могут вернуться в любое время.

Можно предположить, что основной мотив смены дисциплины – это заоблачные зарплаты в Valorant. О них говорят слишком много представителей индустрии, так что суммы в $30-40 тыс. за месяц можно считать реальным, хоть это и наверняка верхняя планка. Нужно понимать, что такие деньги платят лишь в Северной Америке, где организации рассматривают новый шутер в качестве инвестиции. Логика очень простая: сегодня мы собираем топ-состав, а завтра доминируем в дисциплине, которую поддерживает самый солидный киберспортивный издатель мира.

В Valorant организации могут напороться на то, от чего бежали из CS:GO. За восемь лет Valve так и не создала нормальную финансовую экосистему, а игру двигают множество разрозненных турнирных операторов. Идентичная ситуация у Riot. В условиях пандемии сложно думать о развитии. Сейчас с одинаковой долей вероятности можно предположить, что после завершения пандемии Valve и Riot представят новые планы. Разница в том, что киберспортивная сцена в CS:GO может существовать без разработчика, а Valorant – нет. Пока именно новый шутер с кучей неоправданных на данный момент инвестиций выглядит как мыльный пузырь, что через несколько лет может привести к обратным разговорам, и все будут обсуждать, как умирает Valorant.

К тому же у Counter-Strike есть главный козырь – 20-летняя история и огромная база фанатов. Это все еще одна из самых престижных киберспортивных дисциплин. Организации в Северной Америке могут подписывать стримеров и игроков в Fortnite, зарабатывать сколько угодно денег во франшизных лигах Overwatch или Call of Duty, но в глазах мировой аудитории будут считаться по-настоящему успешными мультигеймингами только в случае представительства в CS:GO. Конечно, для побед над Astralis, NAVI и другими топами придется потратиться и собрать достойный состав, но оно того стоит как минимум в плане имиджа.

Уход 100 Thieves вообще ни на что не влияет

Для многих решение 100 Thieves покинуть профессиональную сцену стало окончательным доказательством того, что североамериканский CS умер. Nadeshot в объяснительном видео сказал, что главная причина – это невозможность развивать команду как часть североамериканского бренда.

100 Thieves во всех своих действиях ориентируется именно на Северную Америку как самый платежеспособный регион, где можно генерировать огромную прибыль. Имея кучу топовых стримеров и выпуская мерч, они поддерживают свою бизнес-модель, но с точки зрения киберспорта все их действия – это полный провал. Команда по Call of Duty распалась из-за нежелания организации покупать слот в лиге, где к тому же нельзя выступать под своим названием. Команда по League of Legends – один из главных аутсайдеров североамериканского региона.

С составом по CS:GO та же история. Сложно представить, что австралийский ростер смог бы стабильно побеждать на топ-турнирах. Он был куплен на пике, после выхода в полуфинал мейджора, и предсказуемо откатился до статуса, в котором победы над FURIA, Liquid и Evil Geniuses считаются успехом. А ведь это лишь один регион и после возобновления глобальных ивентов их вряд ли бы ждали победы над европейскими топами.

Правильное ли решение приняла 100 Thieves, распустив состав? Да, конечно. Он не способен стабильно побеждать и приносить хоть какую-нибудь прибыль или популярность бренду. Вбило ли это решение организации гвоздь в крышку гроба североамериканского CS:GO? Нет. Это просто известный тег, решивший сосредоточится на том, что приносит деньги. К тому же в составе не было американцев.

Избавившись от состава по CS:GO, 100 Thieves сосредоточится на своей основной деятельности – создании контента и продаже одежды.

Киберспорт для 100 Thieves – это далеко не приоритетное направление. В описании аккаунта организации в Instagram говорится: "Гейминг, развлечения и одежда". В этом вся суть "воров", которые существенно отличаются от традиционных лидеров региона в лице Liquid, Evil Geniuses и Cloud9, для которых приоритет – это победы в киберспорте.

У североамериканской сцены не похороны, а временные трудности

С мотивацией киберспортсменов и организаций разобрались – они идут в Valorant за новыми победами и деньгами. Но как это отражается на CS:GO в Северной Америке? Кажется очевидным, что игроков и команд становится меньше, а значит падает уровень конкуренции, но это не совсем так.

В Северной Америке полно талантливых игроков. У Evil Geniuses и Liquid много ребят 20-22 лет, которые уже проявили себя на тир-1 сцене, floppy получил шанс в новом составе Cloud9, а oBo и oSee явно не будут долго сидеть без команды. Из тех, кого мы пока по-настоящему не видели на высоком уровне, остались junior, leaf и Xeppaa. Это солидный подбор, если учитывать, что мы говорим фактически про одну страну – США.

На их развитии может сказаться отсутствие толковых капитанов. На старте CS:GO лидерами региона были seang@res и DaZeD, потом Hiko, daps, steel и adreN, а из последних – nitr0 и stanislaw. Остался только один капитан и один тренер. Лишь в этом плане можно винить появление Valorant, без которого хотя бы несколько из этих людей остались бы в CS:GO.

Что касается организаций, то в данный момент не наблюдается ничего сверхъестественного. В регионе на протяжении многих лет были одна-две команды, способные бороться с европейцами: Liquid-2016, OpTic-2017 с RUSH, NAF, tarik и stanislaw, Cloud9 с их волшебным выступлением на бостонском мейджоре в 2018 году и Liquid, тогда же ставшая главным конкурентом непобедимой Astralis. Весной-летом 2019 года Liquid выиграла гранд-слэм и показала доминацию, которая может сравниться только с пиковыми показателями Astralis. Evil Geniuses осенью 2019 также выиграли несколько крупных турниров и закрепились в лидерах мирового рейтинга. Liquid и Evil Geniuses в своем нынешнем состоянии являются серьезными соперниками для представителей Европы.

Всего год назад свои составы подписали 100 Thieves, EG и Gen.G, а Complexity потратила кучу денег, чтобы купить нормальных игроков и по-настоящему ворваться в борьбу за места в топе. Прошел лишь год, а мы уже говорим о смерти североамериканского CS. Единственное, что случилось с тех пор – это коронакризис. Нужно его переждать, и все вернется на свои места.

Пандемия коронавируса – это главная причина кризиса североамериканской сцены.

Ситуация с переездом команд в Европу – это нормально. Они отправляются на другой континент за практикой, которую раньше получали на LAN-турнирах. Маленькие призовые – это нормально, ведь организаторы адекватно оценивают уровень участников и дают больше денег европейцам, у которых всегда был выше уровень. Влияние Valorant мы уже разобрали.

Все эти "проблемы" автоматически решатся после возвращения LAN-турниров, на которые от Северной Америки инвайты традиционно будут получать Liquid и Evil Geniuses, а еще две-три команды смогут пробиться через отборочные. При этом в тексте мы не упоминаем FURIA, которая является североамериканской только по месту базирования, но на ближайших совместных с европейцами турнирах рассматривается как один из главных фаворитов.