Террористы, бомбы и убийства в CS:GO мешают развитию игры. Что делать с этой проблемой?

Counter-Strike – главный шутер мира. Он был таким, остается и, вероятно, продолжит лидировать среди конкурентов по всем параметрам. Но вы наверняка не задумывались о том, что его развитию мешает излишняя жестокость.

Тем, кто давно знаком с игрой, не нужно объяснять, что террористы, бомба, заложники, убийства вместе с кровью и реалистичным оружием – это лишь часть игры, которая не имеет ничего общего с происходящим в офлайне. К сожалению, в реальности из-за этого от спонсорства команд и лиг отказываются крупные компании, чьи финансы могли бы существенно увеличить популярность игры. 

Есть и другая сторона вопроса, которая затрагивает обычных игроков. Какими бы необоснованными для нас, любителей CS, не казались подобные мнения, в мире все еще есть родители, которые запрещают ребенку играть в якобы жестокие игры. Теории о том, что после стрельбы на компьютере мальчик пойдет стрелять в реальной жизни всплывают после каждого массового убийства как на Западе, так и в странах СНГ. Они поддерживаются маргинальными чиновниками, предлагающими запретить "жестокие" игры. Все это создает очень негативный фон вокруг шутеров в целом и CS в частности, как главной "стрелялки" мира.

Портал CSGO.ru попробовал разобраться в вопросе и привел аргументы двух сторон. Почему Counter-Strike стоит избавиться от негативных терминов и почему этого делать не стоит – читайте в нашем материале.

Проблема реальна? Что говорят профессионалы?

Найти высказывания авторитетных лиц о так называемой "проблеме террористов" в CS:GO не так уж просто. Одна из дискуссий была развернута в 2019 году комментатором Андерсом "Anders" Блюмом, который уверен, что замещение названия "террористы" на "атака" пойдет CS только на пользу.

Я разговаривал с маркетологами топ-команд и турнирных операторов, которым приходилось отказываться от сделок из-за слова "террорист". Я согласен, что это глупо, и компаниям нужно расти. Но если изменение терминов – это необходимый компромисс, то меня он устраивает.

Глава распрощавшейся с составом по CS организации SK Алекс Мюллер в комментарии YouTube-каналу theScore esports подтвердил существующие проблемы со спонсорами.

Counter-Strike – гораздо более сложная игра, чем многие думают. Особенно когда речь идет о рынке спонсоров в Центральной Европе и Германии. У многих компаний проблемы с этой дисциплиной, потому что это игра 16+, с которой они не хотят иметь ничего общего.

SK завершила работу с успешным бразильским ростером в середине 2018 года. История умалчивает, стало ли причиной этого решения нежелание спонсоров сотрудничать с командой, "убивающей" людей в компьютере?

Британец Алекс "ALEX" Макмикин, долгое время игравший во Франции, также поделился своим видением ситуации.

Во Франции профессиональные игроки и клубы имеют много проблем, так как CS – это игра про террористов и контр-террористов. Учитывая теракты, происходящие во Франции, спонсоры не хотят связывать себя с подобным. Я вполне допускаю, что во всем мире никто не хочет ассоциироваться с такими терминами.

Доступнее всех "проблему террористов" объяснил руководитель G2 Карлос "ocelote" Родригез. В интервью киберспортивному аналитику Данкану "Thorin" Шилдсу он заявил, что спонсора можно найти на любую видеоигру.

Все зависит от партнера. Каждый раз, когда я слышу жалобы на жестокость CS, то вспоминаю, что в мире есть миллионы потенциальных спонсоров. Если ты возглавляешь страховую компанию, то, вероятно, не будешь вкладывать деньги в продвижение через CS:GO. Но я уверен, что даже среди страховщиков найдутся те, кто будет готов спонсировать какую-либо команду.

Например, у нас в G2 есть Red Bull – супер-агрессивная компания, которая обожает Counter-Strike. Есть много брендов, которых привлекает тот драйв, что есть на профессиональной сцене. Может Valve и стоит переименовать "террористов", так как это привлечет новых игроков и зрителей, но и сейчас с CS все в порядке. Я считаю ее чертовски увлекательной дисциплиной. Наверняка так думаю не только я.

Страх перед "террористами" реально существует. Что делать?

Изменение названия сторон на условные "атака" и "защита" поможет не только отойти от негативных ассоциаций, но и сделать игру более понятной для новых зрителей. Суть игры заключается в том, что команда атакует одну из двух точек, а соперник пытается этому помешать. Представьте, что вы впервые включили трансляцию и слышите: "Террористы занимают точку". Что за террористы и почему они заходят на точку? Возникает слишком много вопросов. А если фраза комментатора будет звучать так: "Атака занимает точку"? Очевидно, что второй вариант содержит больше информации для неподготовленного зрителя.

CS и без этого является одной из самых простых для понимания киберспортивных дисциплин, но изменение названий двух команд сделает ее еще более дружественной к новичкам.

В игре также есть кровь, бомба и убийства. Вместе с "террористами" это совершенно точно отпугивает не только потенциальных спонсоров команд, но и целые страны. Находясь на периферии внимания правительства различных государств, CS может спокойно развиваться, но что скажет президент условной Франции, где проблема терроризма периодически выходит на первый план, если ближайший мейджор захотят провести на главном стадионе страны в Париже? Или еще хуже: целая арена, поддерживающая Vitality в гранд-финале, в то время как ZywOo и его команда компьютерных "террористов" пытаются заложить бомбу. В этом плане "террорист" и "бомба" – ключевые определения, которые должны быть в первую очередь переработаны.

Для многих даже самых развитых стран проблема терроризма вполне реальна.

Это кажется надуманным примером, но есть и реальный случай влияния происходящего в офлайне на CS:GO. В 2016 году немецкий телеканал ProSieben MAXX, получивший права на показ ELEAGUE Season 1, отменил два последних дня трансляций. Причиной послужило массовое убийство в Мюнхене, в ходе которого были расстреляны девять человек. Это решение не было принято по предписанию немецкого правительства – сотрудники телеканала сами захотели прервать вещание жестокой по их мнению игры. Не помогло даже участие в полуфинале команды mousesports, где тогда выступали три немца.

Косметические изменения никак не повлияют на игру

Цель Valve, ESL, BLAST и других компаний состоит в том, чтобы сделать CS:GO более популярной и привести на профессиональную сцену больше крутых спонсоров. Если убрать наиболее негативные термины, как в Rainbow Six Siege, например, то это наверняка привлечет больше внимания. Почему бы Valve это не провернуть? Сложно представить, что люди бросят или не примут CS из-за того, как называются команды. С другой стороны легко представить родителей, которые не разрешают детям играть из-за тех самых "террористов".

Можно легко сохранить суть игры, сделав ее более дружелюбной. Достаточно ввести понятия "Нападение" и "Защита", чтобы продвинуть CS далеко за пределы киберспорта и облегчить жизнь командам. Добавление другого цвета для крови – дополнительный вариант, который глобально не меняет структуру игры. Профессиональные игроки могут узнавать о нанесенном сопернику уроне не по красным, а по синим или зеленым следам на поверхностях. В этом нет никакой проблемы, а подобная система отчасти напоминаем пейнтбол с его различными цветами.

Еще один вариант предполагает введение вместо террористов второй команды силовиков, которая боролась бы с идентичным противником. В этом случае оружие не играет большой роли, потому что находится в руках правильных ребят. Установку бомбы можно было заменить на проверенную временем систему "Захват точки" с теми же таймингами, что нужны террористам и контр-террористам на установку и разминирование бомбы соответственно.

Если мы сохраняем классический вариант с установкой бомбы, то ее также не составит труда заменить чем-то более приличным. Например, сторона террористов, как бы мы ее ни называли, будет нести чемодан или какое-то устройство, а пленты могут превратиться в ящики, сейфы или другие места для хранения того, что несет атака. Если у защиты не получилось за 40 секунд открыть сейф и извлечь содержимое, сторона нападения выиграла.

AK-47 – один из символов CS, который не подлежит изменению. Поменять остальное вполне реально без вреда аудитории.

14 лет назад в США показали, как будет выглядеть удобная спонсорам CS

В 2007 и 2008 годах в США проходил крупный чемпионат Championship Gaming Series, который был организован по примеру других североамериканских лиг с франшизами, прикрепленными к городам, и драфтом новичков. Матчи транслировались на кабельном ТВ с привлечением комментаторов из традиционного спорта.

Чтобы быть ближе к мейнстримным спонсорам и не показывать на всю страну борьбу плохих парней с полицией, в трансляции практически не использовали никаких оскорбляющих выражений, кроме редкого произношения слова "бомба". Хотя и его по возможности заменяли на "Plant", "Package" или другие термины.

Нужно понимать, что происходило все это лишь спустя несколько лет после теракта 11 сентября 2001 года. Память об атаке на башни в Нью-Йорке была еще свежа в американском обществе, так что организаторы явно не хотели затронуть чьи-либо чувства.

В трансляции турнира необычнее всего выглядят модельки игроков, которые одели в баскетбольную форму. Вероятно, чтобы угодить американской аудитории, помешанной на НБА. В результате получилось что-то очень странное, но в то же время похожее на привычный нам CS. 

Аргументы против: не превращайте все в клоунаду!

Важно признать, что автор этого текста находится в лагере тех, кто категорически против перемен. Все вышесказанное было попыткой понять логику противоположной стороны и предложить компромиссные пути исправления ситуации. Аргументов за сохранение текущего положения вещей будет гораздо больше.

Понятно, что переименование может сработать, но тут важно не переборщить. Замените спецназ и террористов на рыцарей и орков соответственно, сделайте из бомбы драконье яйцо. Через 40 секунд после закладки яйца возле вулканического отверстия из него вылупляется дракон, если только рыцарям не удастся наложить на него заклинание окаменения. Меняем оружие на мечи и арбалеты, и все в порядке? Конечно нет.

Вариантов изменения названий может быть очень много. Вопрос в том, как далеко зайдет фантазия. Может, как в США в конце 2000-х, а может и так, как в этом шуточном ролике тех же времен. Подушки вместо ножей, покеболы вместо гранат и праздничные торты вместо бомбы. Перебарщивание выглядит именно так.

CS пережил коронавирус и может справиться с трусливыми спонсорами

Можно согласиться на переименование в "Защиту" и "Атаку", но вдруг рекламодатели скажут: "Хорошо, но теперь вы не можете изображать установку бомб, а карты должны быть скорректированы, чтобы не отражать геополитическую обстановку, которая может вызвать противоречия у аудитории. Оружие тоже нужно убрать, а то оно слишком реалистичное". Как только дашь слабину, будет очень тяжело отстаивать свою позицию. Это правило работает в реальной жизни, не говоря уже о большом бизнесе, которым является CS.

Не совсем понятно, почему нужно изменить ключевые определения игры ради привлечения более серьезных спонсоров на про-сцену. Конечно, с большим количеством денег организации более устойчивы и не покинут профессиональный CS, но болельщикам реально это важно?

Профессиональная сцена даже без дополнительных денег вернется к тому уровню, что был до перехода в онлайн, и продолжит успешно существовать. 

Кто-то сожалеет от развала североамериканской сцены? Даже без крупных организаций там остались толковые клубы и игроки. И ведь причиной развала послужили явно не злые термины в игре, а непредсказуемый коронавирус. Да, если бы 100 Thieves получала дополнительные деньги от пришедшего после переименования "террористов" спонсора, может ей и не пришлось уходить, но размышляя об этом ничего нельзя знать наверняка. В подобной ситуации мы говорим лишь предположениями.

CS не меняла свои основные правила и механику с момента своего первого релиза. Даже если в конце концов все пойдет плохо, есть надежда, что Valve сделает что-то для помощи командам. При этом сейчас, судя по всему, профессиональная сцена выглядит неплохо. Вряд ли это изменится в ближайшее время. Особенно когда мейджор и полноценное возвращение LAN-ивентов не за горами.

Реклама в сериале про убийства лучше рекламы в CS?

Что касается ситуации со спонсорами, которые боятся рекламироваться среди крови и бомб, то здесь четко прослеживаются двойные стандарты. Очевидно, что все бизнесы более чем готовы размещать свои логотипы в сфере развлечений любой тематики, но только если это самое развлечение достаточно популярно.

Очевидный пример – сериал "Во все тяжкие". Во время выхода новых серий он регулярно собирал у экранов по 10 миллионов зрителей. Были ли у авторов какие-то проблемы с продажей рекламы в шоу об убийце, который варит наркотики? Нет, ведь это было популярное шоу об убийце, который варит наркотики.


Несмотря на всю жестокость, "Во все тяжкие" стал одним из самых успешных сериалов в истории телевидения.

Можно привести кучу подобных сериалов в пример. Равно как и различные единоборства, где люди разбивают друг другу лица до крови. Есть ли у компаний какие-то проблемы с позиционированием из-за того, что их логотипы буквально испачканы в человеческой крови? Нет, ведь это кровь Конора Макгрегора или Владимира Кличко.

Никакие реформы не изменят сути Counter-Strike 

Попытайтесь описать CS:GO, не упоминая слова "террорист"... Вы действительно думаете, что именно это определение и несколько смежных понятий вызывают большинство проблем? Это игра о том, как убивать людей и взрывать вещи. Даже если твое оружие превращается в плюшевую рогатку, она не будет дружелюбной для спонсоров.

Нет никаких доказательств того, что смена названия команд сделает что-либо для повышения популярности CS:GO за пределами мест, где использование этих терминов и изображений насилия подвергается цензуре. Например, в Китае, где не приветствуются картинки черепов, поэтому скинов с подобными изображениями там не увидишь.

Мы же говорим о шутере, в конце концов. Нельзя заменить суть, которая заключается в ликвидации/уничтожении кого-то. Соперник может испариться, улететь или умереть, но смысл останется прежним. Вот был какой-то персонаж, и вот его нет.

Параллели можно вести и дальше, заметив, что за каждой моделькой в игре стоит реальный человек, которого фактически уничтожили. Это очень тонкая грань. Примерно через несколько минут размышлений можно дойти до вопросов, связанных с расой и угнетением меньшинств. Много ли вы можете вспомнить темнокожих игроков? А игроков нетрадиционной сексуальной ориентации? Второе, врочем, проверить не так просто.

Игру, в которой для победы необходимо убивать, нельзя без потери идентичности превратить во что-то более подходящее детям и спонсорам.

Что касается связи с насилием в игре и жестокостью в реальной жизни, то тут, кажется, и аргументов приводить не нужно. Эта теория не имеет ничего общего с реальностью. Примерно так же, как наигравший 5 тыс. часов игрок не имеет ничего общего с представлениями о том, как работает реальное оружие. Обычный парень никогда не купит AK-47 и не начнет расстреливать кого-либо, думая, что для контроля спрея нужно сначала увести прицел вниз, а после налево.